АКТУАЛЬНО

[5]

Почему Харьковский танковый завод должен уже переезжать во Львов

Рассматривая гипотетические сценарии полномасштабной войны против России, нельзя сбрасывать со счетов, то что главные оборонные предприятия Украины окажутся в руках врага
В предполагаемой зоне наступления армии противника остается как минимум три крупных предприятия: Завод имени Малышева (танки) в Харькове, “Мотор-Сич” (вертолетные двигатели) в Запорожье и “Зоря – машпроект” (корабельные энергоустановки) в Николаеве. Причем последний может оказаться под ударом только в случае нападения со стороны Крыма, чего нельзя исключать.
В современной истории такие масштабные переброски материальных и человеческих ресурсов на достаточно большие расстояния не проводились ни одной страной мира. Поэтому примерно можно опираться только на опыт Второй Мировой войны, когда Советский Союз смог организовать эвакуацию промышленных предприятий с территорий, которые впоследствии были захвачены нацистскими войсками. Тогда буквально за три месяца из Украины было эвакуировано до 3,5 млн. лиц (335 тыс. – из Киева, почти полмиллиона – из Донбасса), еще свыше 2 млн. лиц – из Москвы и Ленинграда. При этом естественно, что говоря об опыте 70-ти летней давности следует делать поправки на современное состояние как техники, так и коммуникаций.
Итак, прежде всего, нужно сказать, что современное предприятие оборонной промышленности это целый комплекс, технологический процесс. И поэтому важна эвакуация не только и не столько станков и оборудования, а подготовленных рабочих, инженерно-технических кадров и документации. По этой схеме, например, в июне 2014 года Украине удалось эвакуировать в Запорожье донецкий завод “Топаз”, где производилась знаменитая автоматизированная станция пассивной радиотехнической разведки “Кольчуга”. Хотя техника и часть мощностей была захвачена боевиками и позже вывезена в Россию, тем не менее эвакуированного вполне хватает, по уверениям чиновников “Укроборонпрома”, для возобновления производства РЛС. Хотя на сегодняшний день никаких сведений о запуске производства нет, однако то, что такая спецоперация имела место быть подтверждают множество независимых источников.
То есть фактически самым важным элементом эвакуации в современных условиях должны стать прежде всего подготовленные кадры. Однако как показали события весны – лета 2014 года на Донбассе совсем не факт, что люди готовы бросать свои жилье и ехать неизвестно куда и непонятно зачем. В СССР этот вопрос решили просто – специальным указом Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. за самовольное оставление предприятия устанавливался срок заключения в концлагере – от 3 до 5 лет. Кроме того, советское правительство запретило самовольные переходы на другое место работы. В то же время администрация предприятий широко пользовалась данным ей правом переводить работников независимо от их желания на другие рабочие места, если в этом была производственная необходимость. Отпуска и даже выходные дни были отменены, рабочий день продлен, нередко – до 12-14 часов. Никто не протестовал по понятным причинам.
Но на дворе не 1941 год и вряд ли Украина готова пойти на такие антидемократические меры.
Второй не менее важный момент – возможности железнодорожных коммуникаций. Чисто технически для эвакуации нужно ну очень много подвижного состава. Так, в том же 1941 году имея в своем распоряжении больше месяца, работники “Запорожстали” вывезли 9 358 вагонов грузов, а “Днепрспецстали” – 1 128 вагонов. Найдется ли в Украине, которая 25 лет практически не обновляла вагонный парк, хотя бы такое количество?
Зная не понаслышке проблемы Укрзализницы с отправкой на фронт достаточно небольших по численности подразделений – до батальона – и проблемы с железнодорожными вагонами – очень сомневаюсь. И вообще не ясно, сможет ли нормально функционировать наша железнодорожная система в военном режиме, когда по ней в двух направлениях (на фронт подкрепления и необходимые припасы и с линии фронта – эвакуируемые предприятия и беженцы) будет идти гигантский поток? Почему-то лично у меня есть огромные сомнения.
И даже если найдется необходимое количество вагонов во весь рост встает другой вопрос – сможет ли банально пережить переезд уже порядком изношенное и устаревшее оборудование? Не секрет, что на том же заводе имени Малышева есть токарные и фрезерные станки, полученные еще в счет репараций от нацистской Германии в 1945-1948 годах! В таких случаях (а их будет очень много) думаю вряд ли стоит затрачивать силы и средства на эвакуацию такого откровенного хлама.
И наконец, еще один важный момент – время. При всей четкой советской системе (вертикальной и горизонтальной) управления эвакуация промышленности началась на второй день войны – 23 июня и завершилась в сентябре 1941 года фактически под немецкими бомбами. Причем этим процессом руководил специально созданный орган – Совет по эвакуации с огромными полномочиями военного времени. И даже в таких условиях – большую часть оборудования предприятий пришлось взорвать, чтобы оно не попало в руки врага.
Кроме того, эвакуированные предприятия вряд ли смогут возобновить свою полноценную работу в течение месяца – двух, когда фактически будет решаться исход противостояния (хотя вероятно срок активных боевых действий будет еще меньше).
Абсолютно ясен и другой момент – даже после окончания “горячей” фазы войны на Донбассе “большой северный сосед” никуда не денется и на очень долгое время останется дестабилизирующим фактором. В этих условиях стратегические предприятия военной промышленности вряд ли имеет смысл держать в пределах быстрой досягаемости предполагаемого противника. Конечно, вооруженные силы РФ имеют средства поражения по всей территории страны, однако возможностей именно для захвата, а не уничтожения заводов в приграничных районах гораздо больше. Поэтому вполне вероятно уже сейчас стоит начать разработку планов перевода производств вглубь страны. Прежде всего речь идет о харьковских и сумских предприятиях. Тот же танковый завод вполне можно перебазировать на один из многочисленных ремонтных предприятий. Да, оборудование не то, размеры не те, но это гораздо лучше, чем начинать с “нуля” в чистом поле.
Подводя неутешительные итоги, можно говорить о том, что в условиях современной маневренной войны срочная эвакуация гигантов украинского оборонпрома, которые могут оказаться на линии соприкосновения, с возможностями нынешнего государства фактически несопоставима даже просто технически. Хотя наиболее ценное оборудование и документация вполне может быть вывезена без особых проблем, а оставшееся – уничтожено. Для этого уже сейчас должен быть разработан четкий конкретный план эвакуации для каждого предприятия, определены места для разворачивания производства, определены конкретные люди, подлежащие эвакуации.
Однако даже такие планы не решат проблем Украины, которой в ходе конфликта будет необходимо постоянное производство вооружений. И наиболее оптимальным стратегически является вариант подготовки и реализации в ближайшее время планов по развитию оборонных предприятий фактически с нуля на Правом берегу Днепра, а лучше – в Западной Украине
_______
Загрузка...
Загрузка...
Почему Харьковский танковый завод должен уже переезжать во Львов  Почему Харьковский танковый завод должен уже переезжать во Львов Reviewed by Роман Іваночко on 21:34 Rating: 5