«Стратегическая восьмерка» как высшая стадия олигархического консенсуса в Украине
В действительности все не так, как на самом деле. Никакая она не восьмерка, а примерно семь с половиной. А уж именовать этот междусобойчик «стратегическим» — явная лесть, так как собирается он сугубо на злобу дня.
Главная ожесточенная тема для «теневого политбюро» — дележ властных полномочий и вытекающих из них финансовых потоков. То есть, когда интересы каждого так переплетаются, что развести по отдельности, как привык Порошенко, невозможно.
Вторая смежная тема — сохранение власти как собственной безопасности.
В «стратегической восьмерке» участвуют те представители властной верхушки, кто обладает возможностью иметь собственную позицию по вопросам, касающихся всех. То есть, не кто нужен для реализации решения, а кто способен такое решение завалить.
Формулировка витиеватая, но точная. Проиллюстрирую.
К примеру, вот возникнет вопрос о реальном пресечении «янтарной народной республики». Для военных и спецслужбистов Президент Порошенко — прямой руководитель, поэтому обсуждать с Грицаком и Полтораком не имеет смысла, их дело — исполнять. А вот без Авакова, который сам себе начальник, не обойтись, поскольку полиция в янтарном дерьме по уши, без внутренних спецмероприятий задачу не решить.
Идея полуформальных встреч «восьмерки» появилась на стыке между Турчиновым и Ложкиным.
Для Турчинова это продолжение заседаний СНБОУ, только в эффективном — без статистов — формате. Опять же он любит демократические совещания перед принятием авторитарных решений.
Для Ложкина «политбюро» — производственная необходимость. Основная его функция — исполнение заветных желаний Президента. Через такое совещание глава администрации получает возможность отслеживать выполнение принятого, внося-вынося свои три копейки.
Теперь о позициях и мотивациях членов «восьмерки».
Арсений Яценюк уже на выходе, но все еще участвует. Во-первых, он не просто много знает, а помнит все, начиная с Евромайдана — кто, кому, сколько и за что. Во-вторых, имеет право не то чтобы представлять Ахметова, Коломойского и Фирташа, но напоминать об их интересах. В-третьих, Арсений Петрович сохранил влияние на фракцию Нарфронта, а на счету каждый голос.
Однако главный спасжилет Яценюка, позволяющий даже надеяться на политическую гальванизацию — это его связи в мировых банковско-еврейских кругах. Сила эта очень влиятельная, а бывшего премьера там все еще не списали.
Зато Андрей Парубий, наоборот, на входе. Он самый чужеродный элемент в недружном, но спаянном коллективе. У него до этого не было высоких постов. Не было системного бизнеса. Нет пока даже «участка для кормления» — финансовой схемы, которая прилагаются к должности, настолько стремительно он взлетел в верхние слои политической атмосферы.
Зато есть кое-какая репутация — ничего заметного не украл, не сдал и не прое… А еще есть безразмерные амбиции, шокирующие даже Авакова.
Членам «восьмерки» приходится считаться с гонористым перпендикулярным спикером ВР, так как он оказался на острие геополитического момента. Так что «участок для кормления» у Парубия появится точно.
Борис Ложкин, как отмечалось, в «политбюро» вынужденно, хотя самолюбию, конечно, льстит. Он не только исполнительный, но и разумный, потому что неоднократно порывался на покой — в точности, как Левочкин, кстати. И по тем же мотивам удерживаемый.
У него нет наркозависимости от власти, как, например, у Яценюка. Скорее, это увлечение азартной игрой. В которой Борис Евгеньевич выступает генератором нестандартных идей и компромиссных подходов. Но уже наигрался и не прочь монетизировать прибыль.
кция Ложкина в «восьмерке» — деликатные глаза и уши Президента. А также собственные руки с рубанком для скругления углов.
Александр Турчинов вроде бы тоже должен выступать безропотной креатурой Президента. Но здесь Александр Валентинович не только экс и.о. Президента (звучит-то как!), но еще и опытнейший орговик и нач избирательного штаба. На толковом креативе Сюмар («Кровавый Пастор», «ужас Кремля» и пр.) имеет авторитет на патриотическом фланге. Поэтому способен запустить правый партийный проект на обломках Нарфронта, но без Яценюка.
От кабминовских ресурсов Турчинова почти отжали. Но он способен предметно общаться не только с Коломойским и Пинчуком, а и Тимошенко — при всех взаимных обидах расстаться полностью им экономически нереально.
К тому же, у Александра Валентиновича есть свой неотжимаемый финансово-политический ресурс — протестантская община Украины.
В «восьмерке» специализируется на политико-агитационных, манипулятивных и силовых аспектах. Ведет себя дисциплинированно, но Порошенко Турчинову все равно до конца не доверяет, памятуя 2005 год.
А вот попадание в «политбюро» Арсена Авакова — заслуга его личной цепкости и нахрапистости. Поскольку он суперэффективно воспользовался всеми возможностями, которые дает руководство МВД в постреволюционный, то есть, не слишком правовой период.
На министерстве он сделал свой финансовый ресурс. За счет переодевания милиции в полицию обрел международный имидж успешного реформатора. Он влияет на часть депутатской фракции «Народного фронта». Но туз в рукаве, который делает Авакова незаменимым для власти — силовой.
На уровне «восьмерки» Арсен Борисович убедил почти всех: на жесткое, с применением оружия, пресечение протестов ни армия, ни СБУ не пойдут. А у него в Нацгвардии есть целые подразделения «орлов», которые выполнят любой приказ. Любой! И у прошедших Донбасс гвардейцев палец на курке не дрогнет.
Понтуется, конечно, хотя подготовка таких подразделений идет. В любом случае, с демонстративной независимостью Арсен Борисович регулярно перебирает.
Не верит и, по понятным причинам, не любит Авакова Юрий Луценко.
Исходно он попал в рулевую рубку «Титаника», так как способен переходить в режим «сидельца» и высказывать Президенту в глаза все, что думает, и теми же выражениями. Причем, Порошенко хотя и обижается (последнее время он обидчив патологически), но в личной преданности Луценко не сомневается. В административно-командной системе это бесценное качество.
А еще Луценко обладает надеждой народа, который рассуждает так: Виталич, руля милицией, регионалов не сажал, а они его упекли на зону, поэтому теперь он должен поквитаться по полной. Упуская, что ключевые фигуры в Генпрокуратуре, вроде Матиоса — назначенцы Порошенко, который с «бывшими» сотрудничает.
Юрий Витальевич будет исполнять служебного пса Президента, пока тот оставляет ему хотя бы калитку для карающей миссии. И пока Порошенко, отождествляющий себя с державой, не потребует от соратников фактического самоубийства. А он на это способен.
Владимир Гройсман поменял должность, но в «восьмерке» остался. И по самостоятельности скоро начнет соперничать даже с Аваковым.
Ресурс себе он обеспечил, неожиданно жестко лоббируя своих назначенцев на хлебные места. Политический проект у него есть, надо только перемасштабировать с винницкого на всеукраинский.
Насчет верности Порошенко — это не про человека, в прямом смысле прошедшего «рыночный университет». Только прагматизм в стиле «не предать, а предвидеть».
Если Владимиру Борисовичу каким угодно образом удастся хоть чуть-чуть улучшить экономическую ситуацию, он немедленно превратится в точку кристаллизации благодарного электората. И центр притяжения неудовлетворенного политикума. Но для этого ему необходима стабильность — внутренняя и внешняя.
Про Петра Порошенко написано достаточно, мною, в том числе. Добавить можно только то, что в рамках «политбюро» он ведет себя, как натуральный Генсек. Причем, основанием для надувания щек служит не столько внутриукраинская значимость, сколько контакты с сильными мира, прежде всего, прямой выход на Путина.
Борясь за стабильность как форму самосохранения, «восьмерка» недавно с трудом, но смогла достичь единства по формированию нового Кабмина и руководства Рады. Сейчас на повестке «минский сговор», соответственно, подавление депутатского инакомыслия и общественного свободолюбия. А также связанная с этим западная подпитка, без которой, судя по запредельному повышению тарифов, финансовый баланс не сходится даже на бумаге — домародерствовались.
Аргументацией для общественности, судя по риторике Порошенко, станет нагнетание военной угрозы — если не выборы на Донбассе, то сразу бомбардировки, вторжение и прочие ужасы Сирии. Путин уже подыгрывает «украинским партнерам» проверками в округах, сборами резервистов и прочими пугалками.
Депутатов же будут строить не пряником, но кнутом. На построение уже попали группы «Возрождение» и «Воля народа», на первую наезжают через акционера Коломойского (обыски в МАУ), на вторую — через ее влиятельного депутата Онищенко.
И обольщаться не стоит — «восьмерка» пойдет на все: их нравственный закон давно кантуется на звездном небе.
Соответственно, закон о выборах на оккупированных территориях они через предельно конъюнктурную Раду, скорее всего, продавят. А вот само проведение выборов поставят на паузу. В первую очередь, чтобы не провоцировать безбашенных радикалов, ведь каждый день во власти — профит, и немалый.
Таким образом, главным фактором и сформировавшим, и скрепляющим «восьмерку» является удержание нынешнего статуса-кво. И даже возможный полураспад Украины не станет для «теневого политбюро» неприемлемой ценой.
Очевидная специфика олигархического консенсуса на современном этапе заключается в том, что он существует при одном победившем олигархе. Что неотвратимо разъедает его изнутри. Это подтверждается и тем, что у «восьмерки» произошло выравнивание приоритетов безопасности и наживы, хотя ранее нажива заведомо преобладала.
Именно поэтому нынешняя стадия высшая и последняя.
И вопрос не в том, как разобьется кощеево яйцо с олигархической погибелью, а как обеспечить, чтобы из него вылупился не очередной гадкий утенок, а прекрасный лебедь успешной Украины.
Изображение: Апостроф, Влад Содель
http://hvylya.net
«Стратегическая восьмерка» как высшая стадия олигархического консенсуса в Украине
Reviewed by марія іваночко
on
23:23
Rating: