АКТУАЛЬНО

[5]

К празднику Троицы: где живет Дух Святой и почему его зовут утешителем



Ощутить присутствие Духа Святого важно не просто в храме, а в своем сердце — в молитве покаяния
В праздник Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков. Еще этот день именуется Пятидесятницей, поскольку это событие свершилось на 50-й день после иудейской Пасхи. И этот праздник был у иудеев одним из великих, в воспоминание события, когда Господь Бог явился Моисею на Синайской горе и передал ему через заповеди Свою волю. Дарование Синайского закона — десяти заповедей, который получили евреи через 50 дней после их выхода из Египта. При наступлении праздника Пятидесятницы, который был еще и днем окончания жатвы, все апостолы собрались в Сионской горнице. Были с ними также Пресвятая Дева Мария и некоторые из жен-мироносиц. Все ожидали, что Спаситель пошлет им "Обетование Отца", и они облекутся силою свыше, но никто не знал, как это будет происходить. Внезапно послышался шум, как от сильного ветра, который был слышен далеко за пределами дома. В воздухе появилось множество огненных языков, которые опустились на головы апостолам и лишь светили, но не жгли. Дух Святой в виде языков пламени сошел на всех присутствующих в горнице. Как сказано у святого Григория Богослова: "Как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Они испытали необычайную радость и прилив духовных сил. И когда они стали радостно восклицать и славить Бога, то обнаружилось, что говорят они не на своем родном языке, а на разных, неизвестных им языках. Эти знания им были даны для проповеди Евангелия по всему миру. Но шум с неба привлек к Сионской горнице много народа, которые услышали радостные молитвы на иностранных языках, и каждый — какого бы ни был происхождения — слышал свой родной язык. Но нашлись и такие, которые, не понимая этих речей, стали насмехаться и укорять апостолов, что, несмотря на столь раннее время, они уже выпили очень много вина. Увидев недоумение, апостол Петр произнес свою первую проповедь и рассказал об исполнении древних пророчеств, объяснив, что Господь Иисус Христос, претерпев крестную смерть, воскрес, чтобы удостоить людей Духа Святого. И чтобы получить благодать Духа Святого, необходимо покаяние и крещение во имя Иисуса Христа. Многие уверовали, покаялись и крестились. Такое дивное событие положило начало существованию Церкви Христовой.
Праздник Святой Троицы установлен апостолами, которые ежегодно праздновали его, и нам заповедали вспоминать это событие. Теперь благодать Святого Духа передается через преемников апостолов — епископов и священников в таинствах. Святая Церковь славословит Пресвятую Троицу: "Безначального Отца, и Собезначального Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятого Духа — Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".
Учение о Троице нам представляет одного Бога, который проявляет Себя в трех Лицах — Бог-Отец, Бог-Сын, Дух Святой. Основа учения о Троице видна в Библии во время крещения Иисуса Христа. Бог-Отец говорил с небес: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Господь Иисус Христос был крещен, а Бог Дух Святой спустился с неба на Спасителя в виде голубя. Это событие показывает все Три Лица Троицы в действии, но говорим об одном Боге.
Как же понять триединство Бога? К примеру, если взять солнце, то это одна звезда, которая представляет собой нечто одно. Но солнце излучает лучи, которые мы видим, но не чувствуем; тепловые лучи, которые чувствуем, но не видим; и ультрафиолетовые лучи, которые нельзя ни видеть, ни почувствовать. Ультрафиолетовые лучи — это образ Бога-Отца. Лучи, которые мы видим, но не чувствуем, — это образ Иисуса Христа — Сына. Тепловые лучи, которые чувствуем и не видим, — это образ Духа Святого. Так и Господь Един и Неделим во всех трех Своих ипостасях.

Праздник Троицы. Положил начало Церкви Христовой.
Об удивительной ипостаси, именуемой Духом Святым, мы поговорили с наместником Киево-Печерской лавры владыкой Павлом.
— Владыка, объясните, как ощутить Дух Святой?
— Когда человек молится, Дух Святой легко ощущается. Это не вещество, которое можно пощупать. Мы видим по истории Евангелия, что Дух Святой сходил на апостолов во время трапезы Тайной вечери: "Примите и ядите". Сошествие Духа Святого человек ощущает, когда на него сходит дух покаяния, всепрощения, любви и милосердия, отсутствует зависть, злоба, осуждение... Его можно испытать слезами покаяния и прощения, человек любит всех и вся.
— Это то, что люди еще называют благодатью?
— Да. Когда ты вдруг в храме начинаешь плакать, казалось бы, ни с того ни с сего... Когда человек стоит перед Голгофой и смотрит, и ужасается своих дел, и просит: "Господи, я не достоин быть в этом месте перед Тобой, потому что я убиваю Тебя своими грехами — нарушаю все, что можно". И когда человек искренне произносит, подобно раскаявшемуся разбойнику на Голгофе: "Помяни меня, Господи, в Царствии Твоем", — он может ощутить внутри себя Духа Святого. Казалось бы, обычные слова, ничего особенного, но Господу много слов и не надо, Он все слышит. Как тогда Спаситель, будучи на кресте, ответил раскаявшемуся разбойнику: "Сегодня ты будешь со мною в Раю"... К сожалению, человек чаще кается только, когда ощущает опасность или приближение смерти, понимает, наконец, что без Господа он ничего больше не может... Вот так человек, стоя перед Голгофой или перед любой иконой, если чувствует свое недостоинство, и к нему приходит чувство покаяния, когда касается Господь сердца, это и есть сошествие Духа Святого.
— Многие думают, что покаяние можно ощутить только в храме.
— Оно может случиться где угодно, пример пустынников, затворников это подтверждает. Еще есть Церковь видимая — храм, и есть Церковь невидимая — это число людей верующих, которые собрались во имя Господне: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там посреди вас есть Я". Христа вы ощутите лишь в сердечной покаянной молитве — там Господь, там благодать.

>— Говорят, Дух Святой точно может снизойти только в Иерусалиме, на Елеонской горе, это так?
— Нет. Когда самарянка спросила Спасителя, где молиться, Он сказал: "На всяком месте приходит время". Есть предание: одна женщина шла с греха (совершив грех) домой и увидела рыдающую матерь, у которой умер сын. И настолько прониклась материнской утратой, что взмолилась: "Господи, я знаю, что грешница! Но помоги этой матери не ради меня, а ради милости, не погнушайся женщины, просящей тебя о помощи!". И она начала над этим мальчиком молиться, положив на него руки, и мальчик ожил! Почитайте книгу "Духовные посевы" — там множество подобных примеров. Господь — везде. Однако в храме и только в храме совершаются все таинства, это сугубое собрание верующих… Поэтому Благодать сугубая сходит в храме, но получить ее может каждый там, где искренне и покаянно просит…
— Притчу о воскрешении по молитве грешницы можно воспринять по-разному. Выходит, можно жить какой угодно жизнью, если Богу будет угодно, значит, Он через меня что-нибудь сделает?
— Каждый трактует по мере своей распущенности. Молитвы тех, кто так думает, вряд ли услышит Господь. Точнее, только услышит, но поможет ли... Саул приносил жертву без Самуила и думал, что эта жертва будет богоугодна. И что случилось? За то, что он дерзнул на священный сан, Господь наказал и сыновей, и весь род! А Самуил принес жертву искупительную. Замечаете разницу? Как Господь наказал царя-пророка Давида за его греховную страсть к Вирсавии? Родившийся сын умер за грехи отца. После чего Давид написал свой 50-й псалом, который мы называем "Покаянным". Грешить никто не запретит, но потом не жалуйся и не говори, что тебя не предупреждали. Как-то к святому Макарию пришел священник, весь в струпьях, и спросил, почему не наступает исцеление? Святой Макарий ответил: "Что же ты совершал грех блудодеяния перед каждой литургией? Откажись от сана, от греха — Господь исцелит". Священник ужаснулся и тут же покаялся. И получил исцеление. Каждый раз, когда мы просим о чем-то, но не получаем, нужно понимать — значит, причиной тому был грех. Либо просьба греховна и не пойдет вам на пользу. Поэтому пример о грешной женщине, которая искренне помолилась за чужого ребенка и тот воскрес, говорит о покаянии и искренней просьбе, которая была угодна Богу.
Источник: "Сегодня"
Авторы: Виктория Железнякова, Ярослава Корнеева
К празднику Троицы: где живет Дух Святой и почему его зовут утешителем К празднику Троицы: где живет Дух Святой и почему его зовут утешителем Reviewed by марія іваночко on 08:14 Rating: 5